Четверг, 19.07.2018, 16:12
ФГБОУ ВПО "ИГХТУ"  • КАФЕДРА НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
 Научно-методическая работа
Одной из важнейших задач коллектива кафедры является разработка современных научно-методических материалов для обеспечения учебного процесса. В соответствии с этим коллектив кафедры проводит научно-методическую работу по следующим направлениям:
- совершенствование методики преподавания общих и специальных курсов бакалавриата и магистратуры;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс;
- совершенствование лабораторного практикума как эффективного инструмента приобретения навыков и умений студентами;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми и др.
Стратегию научно-методической деятельности определяет Научно-методический Совет кафедры. В течение года организуются заседания научно-методического семинара кафедры.
 
Здесь представлены результаты научно-методической работы преподавателей кафедры.
 
Материалы докладов на Научно-методической конференции "Инновационные технологии в образовании-2011" (31 января - 1 февраля 2011 года, Ивановский государственный химико-технологический университет)
 
О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КУРСОВ НА КАФЕДРЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Захаров А.Г., Румянцев Е.В.
 
Важнейшей задачей высшего образования в настоящее время является переход от оценки знаний к оценке компетенций. Это требует, в свою очередь, разработки и внедрения новых образовательных технологий, что позволит решать современные цели образования в единстве с интересами развития личности. В этой связи, а также необходимостью разработки новых учебных планов и программ при введении ФГОСов, на кафедре неорганической химии ФГБОУ ВПО «ИГХТУ» реализуется комплекс инновационных образовательных технологий при преподавании основного курса «Общая и неорганическая химия», а также ряда специальных курсов бакалавриата (профили «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия») и магистратуры (специализации «Неорганическая химия», «Физическая химия»).
Кратко можно отметить основные направления и некоторые результаты проводимой научно-методической работы:
1. Развитие применения информационных технологий в учебном процессе. Здесь можно выделить четыре направления:
· разработка мультимедийных презентаций для сопровождения лекционных курсов;
· разработка методических материалов для внедрения компьютерного тестирования для текущего, промежуточного и экзаменационного контроля знаний студентов;
· развитие Internet-сайта кафедры как информационного образовательного ресурса;
· оптимизация лабораторного практикума с использованием стандартных пакетов расчетных и др. программ.
2. Внедрение нового профиля подготовки бакалавров «Неорганическая химия и химия координационных соединений» и специализированной магистерской программы «Неорганическая химия». Работа по этому направлению включала следующие вопросы:
· разработка учебных планов профиля и специализации в соответствии с требованиями ФГОСов, опытом ведущих университетов и особенностями научных направлений ИГХТУ и Института химии растворов РАН;
· разработка учебных программ дисциплин в соответствии с новыми учебными планами по профилю и специализации с учетом собственного научно-методического опыта и современных тенденций развития химической науки.
3. Развитие новых методических приемов в преподавании с элементами интерактивности, активных форм обучения. Здесь следует особо отметить перспективы внедрения метода проектов, наиболее распространенным приемом которого является исследовательская деятельность студентов. Разработаны и апробированы учебно-исследовательские практикумы в курсах «Общая и неорганическая химия» и др., позволяющие решать проблемные, в т.ч. принципиально новые исследовательские задачи, например, в области неорганического материаловедения и нанотехнологий. Кроме того, преподавателями ведется работа по внедрению ситуационных задач проблемного характера по некоторым разделам (модулям) общих и специальных курсов.
4. Оптимизация лабораторных практикумов с учетом имеющейся материально-технической базы и перспектив ее обновления. Здесь необходимо отметить использование учебно-лабораторного модуля «Химия» и научно-исследовательского оборудования.
5. Планирование создания нового методического обеспечения, учебно-методической литературы по общим и специальным курсам бакалавриата и магистратуры, адекватного новым учебным программам.
6. Реализация системы мер по привлечению и закреплению в науке школьников, студентов и аспирантов в соответствии с планом работы Научно-образовательного центра «Теоретическая и экспериментальная химия», проводимой при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. К настоящему времени разработан новый курс для аспирантов и студентов, специализирующихся в области координационной и супрамолекулярной химии; проводится комплекс мероприятий, направленных на привлечение к исследовательской деятельности учащихся средних школ (Летняя школа юных химиков, Областной конкурс юных химиков и сопутствующие мероприятия) и др.
 
Работа проводится при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (госконтракт № 14.740.11.0253).
 
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ХИМИИ
Румянцев Е.В., Марфин Ю.С., Соломонов А.В.
 
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы. Поэтому организация и развитие научно-исследовательской работы школьников – одна из основных форм творческой работы с молодежью. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Это становится особенно актуальным сейчас, при переходе российской отраслевой экономики к «умной», основанной на интеллектуальном превосходстве, производстве уникальных знаний и создании новых технологий. Возможность знакомства с миром науки и понимания, что уже в молодом возрасте можно заниматься серьезными вещами, реализуется через совместную творческую деятельность ученых, преподавателей, студентов и школьников. Последние составляют наиболее важную часть молодых людей, увлекая которых в исследовательскую деятельность, мы получаем студентов, уже имеющих представление о науке и, как правило, проявляющих наибольшую активность в научно-исследовательской работе, обучаясь в высших учебных заведениях. С 2008 года в Ивановском государственном химико-технологическом университете проводится комплекс мероприятий, направленных на активизацию проектно-исследовательской деятельности учащихся средних учебных заведений в области химии – Летняя школа юных химиков, Областной конкурс юных химиков, Творческий конкурс рисунков и др. Проведена большая научно-методическая работа – для Летней школы преподавателями из числа молодых кандидатов наук, аспирантов, магистрантов были разработаны учебные материалы к проведению учебных занятий, тренинги, конкурсы и викторины. Это позволило создать ситуацию индивидуального ориентированного обучения через непосредственное общение и сотрудничество ученых, студентов и школьников. Все участники Летней школы вовлекаются в научно-исследовательскую работу. Областной конкурс юных химиков – мероприятие, ставшее уже традиционным для университета и школ города и области, и собирающее десятки увлеченных химией школьников. На Конкурс принимаются рефераты, результаты исследований, изобретения, программные и методические разработки, натурные наблюдения, лабораторные исследования, эссе – работы и т.д. во всех областях химической науки, выполненные учащимися средних учебных заведений самостоятельно или в соавторстве под руководством преподавателя среднего или высшего учебного заведения. Из работ теоретического характера участникам предлагаются: «Проблемы химии в XXI веке», «Где кончается Периодическая система химических элементов?», «Возможности и перспективы конкретной области химии (радиационной химии, химического катализа, биологической химии, координационной химии, супрамолекулярной химии, лазерной химии, фотохимии, нанохимии и т. д.)», «Бумага в будущем – из чего и для чего?», «Молекулы жизни», «Ключ к азоту воздуха» и др. Экспериментальные работы: 1) анализ витаминов и других биологически активных веществ в продуктах питания, напитках, биологическом материале и т. д.; 2) изучение свойств конкретного соединения, материала (неорганического, органического происхождения); 3) изучение свойств группы веществ; 4) определение токсичных соединений в сточных водах, почвах, водопроводной воде и т.д. химическими методами и др. Следует отметить, что Конкурсная комиссия при выборе работ для устных выступлений руководствуется критерием «научности» работы, так как основная задача мероприятия – выявить школьников, готовых к исследовательской деятельности. Основная цель, к которой мы, организаторы, стремимся, – это проведение Конкурса в формате серьезной научной конференции, где школьники не только могут представить свои работы, но и пообщаться со своими «коллегами» из разных школ, с учеными и преподавателями. Совершенно особый проект 2010 года, соединивший в себе сразу 3 составляющие – научное творчество школьников, инновационные идеи их учителей и творческий взгляд на химию в фотообразах и рисунках. Под эгидой Года учителя и предверии Международного года химии одновременно с III Областным конкурсом юных химиков были проведены Конкурс инновационных идей и методических решений в преподавании химии в средней школе и Творческий конкурс фотографий и рисунков «Химия моими глазами». Первое мероприятие было направлено на выявление и поощрение наиболее активных и одаренных педагогов, умеющих не только талантливо работать, но и делиться своим практическим опытом, второе – на развитие творческого взгляда населения на научную деятельность, отражение уникального и неповторимого образа химической науки.
 
Работа выполняется при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (госконтракт № 14.740.11.0253).

Материалы докладов на Всероссийском совещании заведующих кафедрами неорганической химии  (12 - 14 октября 2011 года, Ивановский государственный химико-технологический университет)

Успехи и достижения любого коллектива, особенно в условиях реформирования, возможны при соблюдении общечеловеческих ценностей и главных жизненных принципов. В первую очередь, это сохранение и приумножение достижений предыдущих поколений, преемственность, профессионализм, научная добросовестность, ответственность за порученное дело, товарищеская взаимопомощь и уважение, память об учителях и благодарность им за все сделанное. Все эти принципы были использованы Геннадием Алексеевичем Крестовым для организации и развития кафедры неорганической химии, Ивановского химико-технологического института (ныне – Ивановского государственного химико-технологического университета), Института химии неводных растворов АН СССР (ныне – Института химии растворов им. Г.А. Крестова РАН), Ивановского отделения Высшего химического колледжа РАН.
Окончив с отличием в 1954 г. Ивановский химико-технологический институт (специальность «Технология неорганических веществ») Г.А. Крестов работает ассистентом на кафедре физической и коллоидной химии. Затем поступает в аспирантуру на кафедру аналитической химии. С 1960 г. Геннадий Алексеевич приступает к работе на кафедре неорганической химии – сначала в должности ассистента, затем – доцента, а с 1963 г. – возглавил кафедру и оставался бессменным заведующим более 30 лет, до конца своей жизни.
За этот период коллектив кафедры добивается значительных успехов. Учебный процесс осуществляется в нескольких учебных лабораториях, в которых ежегодно проходят практикум по общей и неорганической химии свыше тысячи студентов. Создаются новые научно-исследовательские лаборатории. Только в период с 1962 по 1968 гг. сотрудники кафедры опубликовали свыше 100 работ, выполнено несколько хоздоговорных работ, созданы новые типы микрокалориметров с автоматической записью первичных экспериментальных данных. В период с 1970 по 1980 гг. на кафедре подготовлено 3 доктора и 49 кандидатов наук. Г.А. Крестов огромное внимание уделял научно-исследовательской работе. Особого внимания заслуживают работы в области химии неводных растворов, получившие высокую оценку президента АН СССР академика А.П. Александрова, академиков Н.М. Жаворонкова и Н.М. Эмануэля в 1978 г. во время их пребывания в Иванове. Результаты исследований, проводимых на кафедре, докладывались на всесоюзных и международнх конференциях: в СССР, в Польше, США, Австрии, Франции, Швеции. Кафедра организовала и провела 5 всесоюзных и 1 международную конференцию.
Под руководством Г.А. Крестова получает существенное ускорение развитие фундаментальных исследований по приоритетным направлениям химической науки. Укрепляются существующие и налаживаются новые связи с ведущими научно-образовательными центрами страны. В 1974 г. заключается договор о научном сотрудничестве с Лодзинским университетом. В 1978 г. сотрудники кафедры неорганической химии организовали и провели II Советско-польский симпозиум «Термодинамика и электрохимия растворов». Внутри и вокруг кафедры неорганической химии крепла и мужала научная школа растворов. Прочные научные связи устанавливаются между ивановской школой «растворщиков» и научными школами гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Киева, Новосибирска, Красноярска, Алма-Аты, Каунаса и др. Неординарность мышления и взглядов на проблемы изучения растворов привлекает к Г.А. Крестову многих последователей идей Д.И. Менделеева, Н.С. Курнакова, И.А. Каблукова, В.А. Кистяковского, А.Н. Фрумкина, Н.А. Измайлова, А.А. Гринберга и И.И. Черняева.
Усилиями сплоченного коллектива кафедра явилась кузницей научно-педагогических кадров высшей квалификации для других вузов г. Иваново и созданного в 1981 г. Отдела химии неводных растворов АН СССР, преобразованного затем в Институт Российской академии наук. Ведущими сотрудниками ИХР РАН стали бывшие преподаватели и сотрудники кафедры. С 1990 г. кафедра неорганической химии приступила к подготовке специалистов по специальности «Химия». Для обеспечения и расширения материально-технической базы учебного процесса, а также для привлечения к участию в учебном процессе ведущих ученых ИХР РАН в феврале 1992 г. в ИХР РАН открывается филиал кафедры неорганической химии. Следующим этапом интеграции высшего образования и академической науки стало создание Ивановского отделения Высшего химического колледжа РАН, в рамках которого осуществляется многоуровневая подготовка по направлению «Химия». Был организован учебно-научный комплекс «Теоретическая и экспериментальная химия» (ныне – Научно-образовательный центр), в который вошли кафедры общехимического профиля, в том числе и кафедра неорганической химии с ее филиалом, ИО ВХК РАН, подразделения ИХР РАН, а также подразделения довузовской подготовки и химический лицей при ИГХТУ.
Благодаря научной щедрости и широте натуры Г.А. Крестова, были распахнуты двери в науку для талантливой молодежи. Именно им – студентам, своим ученикам и сподвижникам Геннадий Алексеевич отдавал всю свою энергию и жизнь. Более 100 его учеников стали кандидатами, а 17 – докторами наук. Результаты исследований, выполненных при участии Г.А. Крестова, нашли отражение в более чем 1000 научных статьях, он – автор 19 монографий и учебных пособий. Учебное пособие Г.А. Крестова «Теоретические основы неорганической химии» и сейчас является одной из главных книг для студентов, изучающих неорганическую химию. Под редакцией Г.А. Крестова издано учебное пособие «Руководство к выполнению практических работ по общей и неорганической химии». С твердой уверенностью можно говорить об «эпохе» Г.А. Крестова в жизни кафедры, Института, Университета. В этот период был заложен твердый фундамент развития современных научных направлений, химического и химико-технологического образования.
ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный химико-технологический университет" © 2018
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бесплатный хостинг uCoz